warning!Вы используетеInternet Explorer. Некоторые функции могут работать некорректно. Рекомендуем использовать другой браузер.

Новости компании

04 марта 2019

Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 4 квартал и 12 месяцев 2018 года

4 марта 2019 года, Москва. — Группа «Аэрофлот» (далее «Группа», тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала консолидированную финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности за 2018 год.

Ключевые финансовые результаты

Млн руб., если не указано иное

4К 2018

4К 2017

Изм.

12М 2018

12М 2017

Изм.

Выручка

145 225

128 161

13,3%

611 570

532 934

14,8%

EBITDAR

11 522

20 792

(44,6%)

122 479

121 808

0,6%

Рентабельность EBITDAR

7,9%

16,2%

(8,3) п.п.

20,0%

22,9%

(2,9) п.п.

EBITDA

(13 591)

2 709

-

33 598

56 015

(40,0%)

Рентабельность EBITDA

-

2,1%

-

5,5%

10,5%

(5,0) п.п.

(Убыток) / прибыль за период

(16 777)

(4 089)

-

5 713

23 060

(75,2%)

Андрей Чиханчин, заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот», прокомментировал:

«В 2018 году Группа «Аэрофлот» перевезла 55,7 млн пассажиров, что на 11,1% больше, чем годом ранее. Рост операционных показателей, являющийся результатом развития сети и пополнения парка воздушных судов, сопровождался знаковыми событиями стратегического характера. Авиакомпания «Аэрофлот» перевела внутренние рейсы в новый современный терминал аэропорта Шереметьево, что позволило улучшить качество сервиса на земле. Авиакомпания «Россия» перевела регулярную программу полетов из Внуково в Шереметьево, что позволило улучшить стыкуемость с основной сетью «Аэрофлота». Авиакомпания «Победа» значительно ускорила темпы роста, что позволило расширить доступность бюджетного продукта. Наконец, важной вехой года стало обновление самих долгосрочных целей Группы на ближайшие пять лет.

Наиболее существенными факторами, повлиявшими на финансовые результаты Группы в 2018 году, стали беспрецедентно высокий рост средней стоимости керосина, а также ослабление курса рубля. Рост стоимости керосина по Группе «Аэрофлот» составил 36%, что при потребляемых объемах привело к дополнительным расходам в размере 48 млрд рублей. Обесценение рубля в ситуации, когда почти половина затрат Компании номинирована в иностранных валютах, создало дополнительное давление на финансовые результаты.

В этих условиях в дополнение к уже существующим программам повышения эффективности и снижения расходов была запущена специальная оптимизационная программа. Фокусом программы было не только непосредственное снижение расходов, но и активное управление емкостями и доходами. Эта программа показала свою высокую эффективность: удельные расходы за исключением топлива на кресло-километр по итогам года увеличились только на 0,8% несмотря на растущее курсовое давление на валютные статьи расходов. Таким образом, удалось ограничить рост общих удельных операционных расходов с учетом топлива на уровне 9,2%. В условиях, когда потребитель консервативно относится к расходам на путешествия, нам удалось, сохраняя уровень загрузки кресел на фактически стабильном уровне, обеспечить рост удельной пассажирской выручки на кресло-километр на уровне 4,9%.

Низкий сезон четвертого квартала характеризовался сохранением высокой стоимости керосина и избытком емкостей на рынке. Коррекция нефтяных котировок отразилась на стоимости керосина только в декабре, однако это влияние было ограниченным, а средняя цена керосина все равно находилась на уровне выше прошлого года. При этом, курсовое давление на операционные расходы в четвертом квартале не ослабло, а наоборот усилилось. Эти факторы объясняют увеличение убытка по итогам завершающего год квартала.

Таким образом, несмотря на рекордный рост стоимости керосина, сопровождавшийся девальвацией рубля, благодаря масштабной оптимизационной программе Группе удалось получить прибыль по итогам года в размере 5 713 млн рублей».

Основные производственные показатели

Показатель

4К 2018

4К 2017

Изм.

12М 2018

12М 2017

Изм.

Пассажиропоток, тыс. чел.

13 462

11 789

14,2%

55 710

50 129

11,1%

- международные перевозки

5 978

5 329

12,2%

24 737

22 550

9,7%

- внутренние перевозки

7 483

6 460

15,8%

30 973

27 579

12,3%

Пассажирооборот, млн пкм

34 723

30 841

12,6%

143 151

130 222

9,9%

- международные перевозки

20 524

18 627

10,2%

83 249

77 034

8,1%

- внутренние перевозки

14 199

12 214

16,3%

59 901

53 188

12,6%

Предельный пассажирооборот, млн ккм

43 682

38 457

13,6%

173 075

157 211

10,1%

- международные перевозки

26 663

23 610

12,9%

102 843

93 429

10,1%

- внутренние перевозки

17 019

14 847

14,6%

70 231

63 781

10,1%

Занятость кресел, %

79,5%

80,2%

(0,7) п.п.

82,7%

82,8%

(0,1) п.п.

- международные перевозки

77,0%

78,9%

(1,9) п.п.

80,9%

82,5%

(1,5) п.п.

- внутренние перевозки

83,4%

82,3%

1,2 п.п.

85,3%

83,4%

1,9 п.п.

В 2018 году Группа «Аэрофлот» перевезла 55,7 млн пассажиров, что на 11,1% превышает результат прошлого года.

Выручка

Млн руб., если не указано иное

4К 2018

4К 2017

Изм.

12М 2018

12М 2017

Изм.

Выручка от пассажирских перевозок

124 318

107 888

15,2%

534 292

458 390

16,6%

 в т.ч. регулярные перевозки

117 046

99 803

17,3%

496 454

427 529

16,1%

 чартерные перевозки

7 272

8 085

(10,1%)

37 838

30 861

22,6%

Выручка от грузовых перевозок

6 061

5 226

16,0%

18 900

16 526

14,4%

Прочая выручка

14 846

15 047

(1,3%)

58 378

58 018

0,6%

Выручка итого

145 225

128 161

13,3%

611 570

532 934

14,8%

Выручка Группы «Аэрофлот» за 2018 год увеличилась на 14,8% по сравнению 2017 годом и составила 611 570 млн руб.

Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 16,1% по сравнению с прошлым годом и составила 496 454 млн руб., что связано с ростом пассажиропотока. На динамику показателя также оказало влияние увеличение доходных ставок, прежде всего, на международных направлениях на фоне ослабления курса рубля к евро и соответствующей корректировки валютных доходов.

Выручка от чартерных перевозок увеличилась на 22,6% по сравнению с прошлым годом, до 37 838 млн руб., прежде всего в связи с ростом удельной доходности данных перевозок, а также в связи с продолжающимся развитием чартерной программы авиакомпании «Россия».

Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 14,4% по сравнению с прошлым годом, до 18 900 млн руб., на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 11,2%.

Прочая выручка увеличилась на 0,6% по сравнению с прошлым годом, до
58 378 млн руб., что в том числе обусловлено ростом доходов по соглашениям с авиакомпаниями, номинированных в иностранных валютах, который был в значительной степени компенсирован снижением доходов от обслуживания сторонних авиакомпаний, а также внедрением нового стандарта IFRS 15, повлиявшего на классификацию сервисных сборов за внесение изменений в бронирование между прочей выручкой и выручкой от регулярных пассажирских перевозок.

Операционные расходы

Млн руб., если не указано иное

4К 2018

4К 2017

Изм.

12М 2018

12М 2017

Изм.

Обслуживание воздушных судов и пассажиров

28 321

21 712

30,4%

108 589

96 418

12,6%

Расходы на оплату труда

21 502

22 292

(3,5%)

82 817

82 801

0,0%

Расходы по операционной аренде

25 113

18 083

38,9%

88 881

65 793

35,1%

Техническое обслуживание воздушных судов

13 518

10 186

32,7%

45 527

36 433

25,0%

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы

9 265

12 293

(24,6%)

31 743

36 139

(12,2%)

Амортизация и таможенные пошлины

3 598

4 160

(13,5%)

13 941

15 604

(10,7%)

Прочие расходы

11 198

8 145

37,5%

38 551

36 650

5,2%

Операционные расходы за искл. авиационного топлива

112 515

96 871

16,1%

410 049

369 838

10,9%

Расходы на авиационное топливо

49 899

32 741

52,4%

181 864

122 685

48,2%

Операционные расходы итого

162 414

129 612

25,3%

591 913

492 523

20,2%

Расходы на авиационное топливо в 2018 году увеличились на 48,2% по сравнению с прошлым годом и составили 181 864 млн руб. Рост расходов обусловлен повышением средних цен на авиатопливо в рублях на 36% по сравнению с предыдущим годом на фоне динамики стоимости нефти, а также увеличением объема перевозок и налета часов.

Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, увеличились на 10,9% по сравнению с прошлым годом до 410 049 млн руб.

Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 108 589 млн руб., увеличившись на 12,6% по сравнению с прошлым годом, в основном за счет роста объемов перевозок и увеличения аэропортовых сборов. Оптимизация расходов на сервис сдержала рост данной статьи расходов.

Расходы на оплату труда остались на уровне прошлого года и составили 82 817 млн руб. Несмотря на рост расходов, связанных со значительным повышением заработной платы командиров воздушных судов с начала 2018 года (улучшение условий труда пилотов), а также с увеличением численности персонала, сопровождающим развитие Группы, удалось сдержать рост расходов по данной статье путем снижения вознаграждения руководящему составу, а также переоценки резерва на будущие выплаты по программе премирования.

Расходы по операционной аренде воздушных судов составили 88 881 млн руб., увеличившись на 35,1% по сравнению с прошлым годом, что обусловлено в основном значительным расширением парка воздушных судов (увеличение количества воздушных судов в операционной аренде составило 47 самолетов или 16,8% по сравнению с 31 декабря 2017 года), а также ростом ставок LIBOR за 2018 год по сравнению с прошлым годом (в частности средняя трехмесячная ставка LIBOR увеличилась на 1,05 п.п. до 2,31%).

Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 25,0% по сравнению с прошлым годом и составили 45 527 млн руб. Влияние на данную статью расходов оказало увеличение объема текущих работ по ремонтам, обусловленное расширением парка воздушных судов и разным составом проводимых периодических ремонтов в сравниваемых периодах, а также эффектом от курсовых разниц.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы снизились на 12,2% по сравнению с прошлым годом, до 31 743 млн руб., что связано с реализацией программы по оптимизации затрат, в том числе на рекламу и маркетинг.

Расходы на амортизацию и таможенные пошлины снизились на 10,7% по сравнению с прошлым годом, до 13 941 млн руб., что связано в том числе с уменьшением количества самолетов в финансовом лизинге.

Прочие расходы увеличились на 5,2% по сравнению с прошлым годом, до 38 551 млн руб., что связано с ростом комиссии банков, а также расходов на услуги связи и системы бронирования.

В результате влияния вышеуказанных факторов показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации и операционного лизинга (EBITDAR) составил 122 479 млн руб. при рентабельности 20,0%.

Неоперационные прибыли и убытки

Млн руб., если не указано иное

4К 2018

4К 2017

Изм.

12М 2018

12М 2017

Изм.

(Убыток) / прибыль от операционной деятельности

(17 189)

(1 451)

11,8х

19 657

40 411

(51,4%)

Убыток от инвестиций, нетто

(686)

(36)

19,1х

(689)

(144)

4,8х

Финансовые доходы

853

778

9,6%

4 164

7 127

(41,6%)

Финансовые расходы

(2 539)

(1 894)

34,1%

(7 904)

(8 225)

(3,9%)

Реализация результата хеджирования

(1 863)

(1 387)

34,3%

(6 788)

(5 613)

20,9%

Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий

75

30

2,5х

254

170

49,4%

Результат от выбытия дочерней компании

1 240

-

-

1 240

-

-

(Убыток) / прибыль до налогообложения

(20 109)

(3 960)

5,

9 934

33 726

(70,5%)

Налог на прибыль

3 332

(129)

-

(4 221)

(10 666)

(60,4%)

(Убыток) / прибыль за период

(16 777)

(4 089)

4,1х

5 713

23 060

(75,2%)

Финансовые доходы за 2018 год снизились на 41,6% по сравнению прошлым годом, до 4 164 млн руб., что отражает уменьшение прибыли от курсовых разниц, а также общий тренд по снижению процентных ставок в российской экономике, определивший уменьшение процентных доходов от размещения свободных денежных средств.

Финансовые расходы снизились на 3,9% по сравнению с прошлым годом, до 7 904 млн руб., что преимущественно связано с сокращением расходов по процентам по займам, обусловленным значительным уменьшением долга в течение 2017 года.

Убыток от реализации результата хеджирования в сумме 6 788 млн руб. представляет собой реализованный результат хеджирования выручки в долларах США лизинговыми обязательствами в той же валюте (обязательства по финансовому лизингу).

Чистая прибыль Группы «Аэрофлот» за 2018 год составила 5 713 млн руб. и снизилась по сравнению с прошлым годом на 75,2%.

Долговая нагрузка

Млн руб., если не указано иное

31.12.2018

31.12.2017

Изменение

Кредиты и займы

3 486

3 181

9,6%

Финансовая аренда

93 224

100 689

(7,4%)

Пенсионные обязательства

908

922

(1,5%)

Общий долг

97 618

104 792

(6,8%)

Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции

30 148

54 909

(45,1%)

Чистый долг

67 470

49 883

35,3%

Чистый долг / EBITDA

2,0x

0,9x

-

Общий долг по состоянию на 31 декабря 2018 года снизился на 6,8% по сравнению с показателем на 31 декабря 2017 года и составил 97 618 млн руб. Снижение долговой нагрузки связано с уменьшением обязательств по финансовой аренде вследствие поэтапного вывода 11 воздушных судов и перевода нескольких воздушных судов в состав активов для перепродажи.

По состоянию на 31 декабря 2018 года объем невыбранных лимитов по кредитным линиям, доступным Группе «Аэрофлот» в крупнейших российских и международных банках, составлял 84,2 млрд руб.

Контакты для инвесторов:

Аэрофлот

Отдел по связям с инвесторами

+7 (495) 258-06-86

ir@aeroflot.ru

Контакты для СМИ:

Аэрофлот

Пресс-служба

+7 (495) 752-90-71

+7 (499) 500-73-87

+7 (495) 753-86-39

presscentr@aeroflot.ru