warning!Вы используетеInternet Explorer. Некоторые функции могут работать некорректно. Рекомендуем использовать другой браузер.

Новости компании

02 ноября 2006

40 лет соглашению о воздушном сообщении между СССР и Соединенными штатами Америки

3 ноября 2006 года, Москва. – 4 ноября исполняется 40 лет со дня подписания соглашения о воздушном сообщении между СССР и Соединенными штатами Америки.

4 ноября 1966 года министр гражданской авиации СССР Е.Ф. Логинов и посол США в СССР Л. Томпсон от имени своих правительств подписали первое соглашение о воздушном сообщении между СССР и США. В то время это было важным политическим событием в условиях взаимного недоверия и напряженности в советско-американских отношениях, с трудом восстанавливавшихся после Карибского кризиса.

Однако  регулярные  полеты в США  начались   только  через два года. Американцы долго не давали  необходимых  разрешений, запрашивали дополнительные документы и сертификаты.  Трудности были связаны с отсутствием в СССР национальных норм летной годности отечественных гражданских самолетов,  невозможностью принятия американцами решений на основе норм  ИКАО (Международной организации гражданской авиации), так как  в то время  Советский Союз не являлся членом  этой организации.

Американская сторона требовала представить документы,  характеризующие  надежность конструкций самолета, его летные характеристики, а также соответствие нормам, принятым в США. Выполнить эти требования было практически невозможно, поскольку в Министерстве авиационной промышленности при проектировании и строительстве самолетов руководствовались закрытым документом «Общетехнические требования». На него  нельзя было ссылаться, поскольку он относился как к гражданским, так и военным самолетам. С большими трудностями путем длительных переговоров экспертов Аэрофлота с американцами был найден выход из этой ситуации. 

15 июля 1968 года состоялся первый регулярный рейс по маршруту Москва - Нью-Йорк – Москва с посадкой в Монреале. На борту самолета Ил-62, пилотировавшегося  выдающимися летчиками Борисом Егоровым и Александром Витковским, находилось 97 пассажиров. Бригаду бортпроводников возглавляла Наталья Арутюнова.

Полеты в США всегда были сопряжены с большими трудностями. Так, в 70-е годы Пан Америкэн постоянно обвиняла Аэрофлот в том, что он принуждал советских пассажиров летать только российской авиакомпанией. Ответом американских властей было введение ограничений на коммерческую деятельность Аэрофлота в США.

В мае 1976 года по  инициативе госдепартамента США было издано  постановление, налагавшее на деятельность Аэрофлота в США ряд ограничений:   всем авиакомпаниям и турагентам в США, кроме Пан Америкэн, было запрещено выписывать авиабилеты на рейсы Аэрофлота, а также   отправлять грузы самолетами советской авиакомпании.   

Напряженность в советско-американских авиационных отношениях нарастала.
Новый  сюрприз преподнесла Пан Америкэн, объявив о приостановлении регулярных полетов в Москву с 29 октября 1978 года «по экономическим соображениям».  Афганская эпопея    ухудшила весь комплекс советско-американских отношений.  

Конфронтация на политическом и идеологическом уровне  нашла отражение и в авиационных отношениях. Это было время, полное драматических моментов. Был   взрыв помещения представительства Аэрофлота в Нью-Йорке,   обыск нашего самолета агентами ФБР,     обвинения  Аэрофлота в Конгрессе.     

В 1983 году полеты Аэрофлота в США были приостановлены,  а его представительства закрыты. Возобновление воздушного сообщения с США состоялось только в апреле 1986 года. На новом уровне стало развиваться деловое сотрудничество Аэрофлота с Пан Америкэн. Была открыта авиалиния совместной эксплуатации на Боингах 747, создан ряд совместных предприятий.

По словам Чрезвычайного и полномочного Посла Российской Федерации в США Ю.М.Воронцова по случаю 30-летия полетов Аэрофлота в США, «соглашение 1966 года было важной составной частью развития отношений с США. Разумеется, по своей сути, оно отражало специфику периода конфронтации, было главным образом «запретительным», устанавливало жесткие рамки, ограничивало возможности сторон, но даже при этом нельзя не видеть главного - благодаря этому соглашению три десятилетия назад усилиями политиков, дипломатов и авиаторов был налажен воздушный мост.  

Воздушное сообщение - одна из областей двусторонних отношений, которое традиционно, едва ли не в первую очередь, реагирует на колебания политического климата.  Именно  соглашение 1966 года  послужило основой для возобновления прямого регулярного воздушного сообщения, и налаживанию полноценного взаимовыгодного делового сотрудничества».

Эта оценка справедлива и на сегодняшний день. Соглашение 1966 года   стало основой нового   Межправительственного соглашения о воздушном сообщении между Россией и США от 14.01.1994 года.   Место советского Аэрофлота в новом соглашении занял новый Аэрофлот, а вместо обанкротившейся Пан Америкэн партнером Аэрофлота стала крупнейшая американская авиакомпания «Дельта». В настоящее время авиакомпании «Аэрофлот - российские авиалинии» и «Дельта» не только деловые партеры в двустороннем сотрудничестве, но и активные участники мирового авиационного альянса «СкайТим».

Сегодня   Аэрофлот выполняет регулярные полеты в Нью-Йорк  7 раз в неделю, в Вашингтон - до 2-х рейсов в неделю, в Лос-Анджелес - до 6 рейсов в неделю.  Все полеты в пункты США выполняются на самолетах Боинг 767.

В период с 2001 по 2005 годы и 9 месяцев 2006 года Аэрофлот перевез 1 млн 265 тыс  пассажиров  в/из США.

Вступление ОАО «Аэрофлот» в глобальный международный альянс «СкайТим» открыло новые возможности  сотрудничества с американскими членами альянса - авиакомпаниями «Дельта», «Континентал» и «Норд-Вест».  

Спланировать путешествие, получить дополнительную информацию и забронировать билеты можно по круглосуточным бесплатным телефонам Центра информации и бронирования Аэрофлота:

  • в городах России 8-800-333-55-55, 
  • в Москве (495) 223-55-55,
  • в Санкт-Петербурге (812) 718-55-55.

ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» базируется в Москве, Россия, в аэропорту «Шереметьево». Авиакомпания создана в 1923 году. Является крупнейшим авиаперевозчиком на международных и внутренних линиях, на долю которого приходится 39% международного и 11% внутреннего рынка авиаперевозок в России. Аэрофлот входит в глобальный авиаальянс Sky Team, который признан читателями журнала Global Traveler Magazine «Лучшим авиационным альянсом». В 2005 году авиакомпания перевезла 6,8 миллионов пассажиров в 89 городов 47 стран. Чистая прибыль за 2005 год составила 6, 032 млрд руб. Аэрофлот выполняет 302 рейса в день, его парк воздушных судов состоит из 90 самолетов. Больше узнать об Аэрофлоте можно на сайтах www.aeroflot.ru и www.skyteam.com.   
 

Департамент общественных связей