Здесь двухколесные взяли верх над четырехколесными, а дома строят с пандусами, чтобы садиться в седло прямо в квартире

 

«Мы и по Эресуннскому мосту на велосипедах поедем?» – спросила я у своих будущих попутчиков. А про себя подумала: «Если да – откажусь». С небольшой компанией я собиралась в велотур на юг Швеции, но за неделю до отъезда вдруг начала искать повод остаться дома: все представляла, как тащусь в хвосте группы, поворачиваю руль не в ту сторону и от волнения наезжаю на ни в чем не повинного шведского пешехода. Страх был небеспочвенным: за последние три года я садилась на свой велик от силы пару раз – до магазина доехать. «Нет, – ответили мне, – на велосипедах по этому мосту не ездят». Отчаянная велогонка в моем воображении сократилась на один этап, и я решила: поеду.

Попасть на юг Швеции можно разными способами, мы выбрали один из самых простых – прилетели в столицу Дании и в аэропорту Копенгагена сели на поезд, идущий через пролив. Первые несколько километров ехали по подводному туннелю, потом вынырнули на свет и забрались в подбрюшье Эресуннского моста: из окон вагона не было видно ни мачт вантовых конструкций, ни пограничных знаков – только вода морского пролива, похожая на мятую фольгу. Через каких-нибудь 20 минут вышли в центре Мальмё, самого велосипедного города Швеции, где проложено 500 км велодорожек и двухколесные машины взяли верх над четырехколесными.

В гостинице на ресепшн нам вручили по паре ключей: один – от номера, другой – от велосипеда. Во многих отелях Мальмё так заведено: поселился – возьми велосипед (иногда даже бесплатно). Новые двухколесные друзья ждали нас за углом на парковке. Мне досталась машина под номером 646, кое-где потертая и слегка старомодная, но все же с тремя скоростями. Я взяла велосипед за рога, левую ногу поставила на левую педаль, а правую, уже на ходу, закинула назад и опустилась в седло. Можно было и не исполнять этот трюк – у 646-го не было рамы, но мне казалось, что посадка по-мужски удается мне на отлично, а значит, с первых же минут я могу заявить о себе как о бывалом ездоке.

Вырулив с парковки, мы окунулись в самую гущу шведского велосипедного движения. Вцепившись в руль, я вслед за всеми покатилась мимо старинных купеческих домов, дизайнерских лавочек, памятника Карлу Х и сурового кирпичного замка. Мы пересекали площади и мосты, стараясь не выпускать из вида оранжевую разметку – путеводную нить велосипедистов. Нас приветливо объезжали крепкие шведы и шведки в ярких шлемах, робкие автомобили уступали дорогу. Наша команда держалась подальше от пешеходных дорожек: за езду по ним можно схлопотать крупный штраф. На перекрестках, останавливаясь на красный, мы ловко цеплялись за поручни, сделанные специально для велосипедистов, чтобы не приходилось слезать. К середине дня казалось, что руль я держу легко, а спину – ровно, и можно передохнуть. Или, как говорят шведы, сделать перерыв на фику. То есть на кофе и дружескую беседу.

Для людей с велосипедом в Мальмё есть несколько профильных кафе, где, подкрепившись, можно подкачать шины, а случись что – и починить велик. В подобном заведении мы и устроили себе классическую фику, сопровождаемую фирменной шведской булочкой с корицей. На одной стене здесь висели велосипедные детали, ремнаборы и покрышки, а на другой – картина, изображающая бреющего ноги мужчину. Мы поинтересовались у бармена, что за сюжет запечатлен на полотне. «Ничего особенного, – ответил он, – какой-то велосипедист бреет ноги для улучшения аэродинамики».

В Мальмё об аэродинамике заботиться не приходится – разгоняться тут негде, город из конца в конец ничего не стоит проехать за час с небольшим. Но пешеход здесь легко превращается в ездока. Двухколесную машину можно арендовать в любом веломагазине, а популярнее всего – городская сеть проката. Пользуются ею даже высокопоставленные чиновники из горадминистрации, живущие с мыслью о том, что ездить на автомобиле – неприлично. Скачал в смартфон приложение, нашел ближайшую муниципальную парковку, выбрал себе велик – и крути педали в офис. Местные жители покупают прокатные абонементы на год – получается выгоднее, чем платить по часам. Но и собственных «железных коней» на казенных окончательно пока еще не променяли, ухаживают за ними, как за домашними любимцами.

Велосипедная наука в Мальмё процветает. Мало того что есть велобиблиотека и веломастерская, где всех желающих учат ремонту, так построили еще и дом-коммуну для популяции новых кентавров – семиэтажное здание без парковок для презренных машин, с лифтами, рассчитанными на человека с велосипедом, с пандусами вместо лестниц – садиться в седло можно прямо в квартире. Когда местному жителю случается уехать из города, он оставляет велосипед на огромной перехватывающей парковке на 1500 мест прямо под железнодорожным вокзалом. За постой тут не берут ни кроны – плата взимается только за хранение байка в отдельном боксе под замком.

Когда и нам пришлось покидать Мальмё, мы вернули велики на парковку у отеля («Прощай, 646-й! Буду вспоминать о тебе в Москве») и отправились в Хельсингборг, откуда стартует 370-километровый туристический веломаршрут Kattegattleden. Он был открыт два года назад, шведы ужасно гордятся его повышенной экологичностью.

Оборудованная велодорожка тянется вдоль пролива и поделена на восемь участков. На каждом из них обнаруживается что-то особенное: на первом – парк королевского замка Софиеро с крупнейшим в Европе питомником рододендронов, на втором – виноградники, на третьем – крутые горки и гольф-поля. Велодорожка извилиста, временами уходит от берега и бежит по буковому лесу, через поселок или засеянное овсом поле с ветряными мельницами на горизонте.

Упрямому велосипедисту, поставившему перед собой цель преодолеть всю дистанцию, понадобится на это недели три. Мы решили проехать хотя бы первый отрезок – тем более что на любом этапе маршрута можно прервать путешествие, а велосипед сдать.

На сей раз у меня под седлом был пижонистый «вороной конь» из хельсингборгского проката. У стартовой черты к нам присоединилась гид, обаятельная шведка Фрея, досконально знающая маршрут. В черном велосипедном костюме и черном шлеме она восседала на черном диковинном звере, который на поверку оказался электрическим. Преимущества этой машины я оценила, проехав километров пятнадцать, когда возглавлявшая караван Фрея с азартом сообщила, что впереди – затяжной подъем. Похоже, наш марш-бросок вдоль песчаных дюн и широких северных пляжей превратился в сложную велогонку.

Мы пребывали в благостном расположении духа – от воздуха, в котором запах йода смешивался с ароматом роз, от ланча с копченой рыбой в кафе у самой воды, от пейзажа, в котором можно было легко разглядеть «гамлетовский» замок Кронборг на противоположном берегу пролива Эресунн. Но подъем был неминуемой частью ландшафта, я включила вторую передачу, поднажала – и велосипед принялся выжимать из меня последние силы. Вскоре на вершине холма возник силуэт Фреи с ее «гоночным болидом». Она подбадривающе махала рукой.

Теперь я не видела ничего вокруг, хотя догадывалась, что изумительные пейзажи, которыми так славится регион Сконе, никуда не исчезли. Уже хотела сдаться и повести велик под уздцы, но вдруг вспомнила, как в детстве победила в районной лыжной гонке среди девочек шестых классов, и рванула к вершине.

В награду Фрея дала прокатиться на своем волшебном электровелосипеде, и я поняла, что на такой машине у меня были все шансы хоть сегодня доехать до Гётеборга. Но как ни обидно это звучит, мы были из тех, кто сходит с дистанции, не добравшись до финиша. По дороге Kattegattleden наша команда проехала 25 километров, а значит, впереди еще 345. Есть что-то обнадеживающее в этом стремящемся в гору числе.

Детали

  • Маршрут Kattegattleden (всего 370 км велодорожек) проложен от Хельсингборга до Гётеборга.
  • С сайта городской системы велопроката malmobybike.se легко скачать приложение, в котором отмечены станции проката, количество свободных байков и мест на парковках. Здесь же можно купить абонемент на аренду велосипеда: карточка на 24 часа стоит 80 SEK, на 72 часа – 165 SEK. В городе действует ограничение по времени: через час велосипед нужно вернуть на ближайшую стоянку и там же, если необходимо, взять другой.
  • Желающие проехать Kattegattleden целиком могут купить пакет, кроме проката велосипеда включающий в себя перевозку багажа, размещение в гостиницах, питание в кафе, карты с обозначенными на них достопримечательностями.
 

Текст: Мария Воробьева

Опубликовано на сайте: 18.01.2018