1 «Кропоткинская»

Одна из первых станций задумывалась как подземный вестибюль Дворца Советов, который так и не был построен. Архитекторы Алексей Душкин и Яков Лихтенберг спроектировали «Кропоткинскую» по образу храмов Древнего Египта: расширяющиеся кверху капители колонн и скрытые в них светильники придают залу величественный вид, отсылая к культовым сооружениям Луксора и Карнака. Курировавший метрополитен Лазарь Каганович был недоволен такой перекличкой, но Душкин проект отстоял, заявив, что дворцовая архитектура, когда-то доступная лишь фараонам, теперь будет радовать рабочих.

2 «Маяковская»

Станцию нередко называют самой красивой в московском метро: Алексей Душкин, бесспорно, создал шедевр ар-деко. Изящные арки из гофрированной стали, колонны, отделанные дорогими сортами поделочного камня, залитый светом кессонированный потолок – все выдержано в единой стилистике. Главное украшение «Маяковской» – набранные из кусочков смальты мозаики, выполненные по эскизам Александра Дейнеки.

3 «Площадь революции»

Бронзовые солдаты, матросы, пограничники, стахановцы и парашютисты – всего на этой станции установлено 76 изваяний. Некоторым скульптурам в народе приписывают магические свойства. По этой причине многие трут револьвер матроса или гладят петушка колхозницы, загадывая желание. Больше всех досталось пограничной собаке – ее блестящий нос уже начал терять форму.

4 «Добрынинская»

Изначально станция называлась «Серпуховской» – именно поэтому в ее архитектурном решении использованы мотивы древнерусского зодчества. Но самое интересное – вестибюльный зал «Добрынинской» с тремя впечатляющими мозаиками: на одной из них демонстранты несут портрет Гагарина (и это при том, что станция была открыта в 1950 году). Объяснение простое: на его месте было изображение Сталина, которое убрали после разоблачения культа личности, а первого космонавта добавили в 1960-х.

5 «Воробьевы горы»

Смелое инженерное решение подарило столичному метрополитену уникальную станцию. «Воробьевы горы» разместились на специально построенном мосту – другой такой станции в России нет. Из ее южного вестибюля можно выйти в сторону высотки Мос­ковского университета, а из северного – к Лужникам. Благодаря панорамному остек­лению прибывающие пассажиры могут наслаждаться видами на Москву-реку, Воробьевы горы и Большую спортивную арену. Просторный светлый зал станции используется еще и как выставочное пространство.

6 «Славянский бульвар»

О стиле модерн архитекторы московского метро вспоминают нечасто. В списке модернистских редкостей столичной подземки почетное место занимает «Славянский бульвар». Изысканное оформление станции – кованые орнаменты из листьев и ветвей, фонари в виде склоненных деревьев, витиеватый шрифт названия, сочетание зеленого мрамора и черного гранита в облицовке стен и пола – напоминает о временах Серебряного века и о знаменитых входных павильонах парижского метро, созданных Эктором Гимаром.

7 «Новослободская»

Приглушенный свет, фантастические цветы, узоры и причудливые орнаменты – еще одна архитектурная фантазия Алексея Душкина, на этот раз сказочная. «Новослободская» открылась в 1952 году, москвичи еще не до конца оправились от тягот войны, и создатели станции хотели порадовать пассажиров былинной красотой. Эскизы витражей сделал знаменитый художник Павел Корин, а сами композиции выполнили латвийские мастера из стекол, хранившихся в кафед­ральном соборе Риги. Установленные в пилонах и подсвеченные изнутри, витражи заливают станцию волшебным светом.

8 «Выставочная»

Эта станция по совместительству является экспоцентром, в котором нередко представляют новые художественные проекты. На втором ярусе «Выставочной» расположено современное музейное пространство – Центр профориентации Московского метрополитена. В постоянной экспозиции демонстрируются метростроевские раритеты, также здесь крутят фильмы о столичной подземке, отсюда стартуют экскурсии по станциям. Всем желающим предлагают попробовать себя в роли машиниста или диспетчера на различных интерактивных тренажерах.

Рекорды

  • Самая длинная станция московского метро – «Воробьевы горы» с 284-метровой платформой.
  • Станция «Парк Победы» расположена на максимальной для московской подземки глубине 84 м. Этой же станции принадлежат еще несколько рекордов: самый длинный в столице эскалатор (126,8 м) и самая большая высота подъема (63,4 м).
  • Самый длинный перегон московского метро расположен между станциями «Крылатское» и «Строгино». Чтобы преодолеть 6625 м, разделяющие эти станции, поезду требуется около семи минут.
  • Рекордсмен по переименованиям – «Охотный Ряд». С 1935 года станция пять раз меняла название: успела побывать «Проспектом Маркса», пару лет носила имя Кагановича, но каждый раз возвращала себе изначальное имя.
  • Сразу в трех городах расположены выходы из станции «Котельники», которая была построена на стыке границ Москвы, Люберец и Котельников.

Кроме того

  • На стенах многих станций, облицованных горными породами, можно увидеть сохранившиеся окаменелости. Белемниты, аммониты и наутилусы, жившие миллионы лет назад, теперь украшают «Добрынинскую», «Парк Победы», «Боровицкую».
  • На «Комсомольской» Кольцевой линии есть единственное в столичном метро изображение иконы. Мозаики этой станции, созданные Павлом Кориным, посвящены победам русского оружия. Полки Александра Невского и Дмитрия Донского несут знамена, на одном из которых – лик Спаса Неруко­творного.
  • Потолок «Новокузнецкой» украшают мозаики, вывезенные по Дороге жизни из блокадного Ленинграда. Они стали последней работой великого мозаичиста Владимира Фролова, оформлявшего Морской собор в Кронштадте, храм Спаса на Крови в Петербурге, Киевский вокзал и Мавзолей В.И. Ленина в Москве.
 

Текст: Дмитрий Иванов

Опубликовано на сайте: 24.08.2018