warning!Вы используетеInternet Explorer. Некоторые функции могут работать некорректно. Рекомендуем использовать другой браузер.

Интервью

20 сентября 2010

Виталий Савельев побывал в гостях у "Комсомольской правды" и ответил на вопросы

Комсомольская правда/Москва/20 Сентября 2010, - Помните лозунг "Летайте самолетами "Аэрофлота"? Такой же заслуженный лозунг, как и "Читайте "Комсомольскую правду"! Но с советских времен многое изменилось. И "Аэрофлот" стал другим. Да и "Комсомолка" тоже. Тем не менее, эта авиакомпания остается крупнейшим игроком на рынке воздушных перевозок в России и занимает крепкие позиции за рубежом. Естественно, что к любой крупной компании, которая, так или иначе, обслуживает нас с вами, возникает очень много вопросов (в том числе и от наших читателей). Ответить на них, прибегнув к помощи Интернета, мы пригласили главу компании "Аэрофлот" Виталия Савельева.

Виталий Савельев: - Приветствую всех читателей "Комсомолки"! Интернет- конференция для "Аэрофлота" - это правильный формат. У пассажиров - нынешних и потенциальных - естественно, возникает много вопросов. И мы нуждаемся в обратной связи, чтобы нашим пассажирам было еще комфортнее с нами летать. "МОЯ РАБОТА ДЛЯ МЕНЯ ВЫЗОВ"

Геннадий, Чебоксары: - Виталий Геннадьевич! Вы человек, который изначально не связывал судьбу с авиацией. Когда в 2009 году возглавили "Аэрофлот" - не было страшно?

Виталий Савельев: - Добрый день. Возглавить "Аэрофлот" - для меня это был серьезный вызов. Всемирно известная компания, национальный перевозчик России, и возглавлять такую компанию - почетно и достойно. Я видел проблемы, которые требовали от меня решений. И я был готов принять этот вызов. Но нельзя сказать, чтобы у меня совсем не было опыта в области авиации. Самолеты не пилотировал, но мне приходилось достаточно долго заниматься инвестициями в области развития аэропортовой инфраструктуры. Работая заместителем министра экономического развития и торговли, я был одним из тех, кто поддерживал создание самолета Sukhoi SuperJet-100 и запускал финансирование этого проекта. Поэтому вызов, который мне предложили, был для меня очень интересен. Я согласился, надеясь, что тот багаж знаний, который у меня есть, пригодится и компании, и мне.

Светлана, Москва: - Собирается ли "Аэрофлот" вернуть утраченные с развалом СССР позиции?

Виталий Савельев: - Мы уже над этим работаем. В Советском Союзе "Аэрофлот" был крупнейшей компанией в мире. Тогда перевозили 130 миллионов пассажиров в год. До сих пор такое количество пассажиров ни одна компания в мире не перевозит. И сегодня задача, миссия компании - обеспечить развитие российских авиаперевозок и консолидировать отечественных перевозчиков.

О ТЕРМИНАЛЕ D В "ШЕРЕМЕТЬЕВО"

Артем, Москва: - Перестал летать "Аэрофлотом", потому что не люблю "Шереметьево" - тесно, все старое. Но слышал, что терминал D сильно отличается от всего аэропорта.

Виталий Савельев: - Нам удалось завершить строительство терминала D. Это суперсовременный объект, который соответствует терминалам категории B. Он занимает площадь в 172 тысячи квадратных метров. В нем есть все необходимые вещи, которые должны присутствовать в терминалах такого уровня. Там есть комната матери и ребенка, детские игровые комнаты, много кафе и ресторанов, два VIP- и три бизнес-зала. Терминал оснащен специальным закрытым гаражом на 4 тысячи мест. Есть 33 стоянки для самолетов, из которых 22 - у телетрапов, когда пассажир выходит из самолета непосредственно в аэропорт. Там больше сотни кабин для  прохождения паспортного контроля. Плюс используется современная технология сортировки багажа (багаж помечается специальными метками, и на любом этапе можно отследить, где находится сумка, чемодан). Подобное используется лишь в единичных терминалах Европы.

Ред. (вопрос журналистов "КП"): - Но наверняка есть и проблемы...

Виталий Савельев: - Да, к сожалению, не без этого. В чем проблема? Мы ввели терминал в эксплуатацию в ноябре прошлого года, постепенно переводим туда наши рейсы. Сегодня практически 70 процентов рейсов уже в терминале D обслуживаются. Терминал строился 7 лет. Но 7 лет назад и "Аэрофлот" был другим. И, как оказалось, сейчас терминал D для нас явно мал. Мы в последние три месяца перевозили по миллиону пассажиров в месяц. В прошлом году перевезли 8,8 миллиона, то есть даже без учета дочерних компаний при существующей динамике мы уже в ближайшее время будем перевозить более 11 миллионов ежегодно. Пропускная способность терминала составляет 12 миллионов пассажиров в год. Поэтому принято решение на уровне Министерства транспорта, что мы не только займем терминал D, но и будем использовать терминал Е, а терминал F будет реконструирован под федеральные рейсы. Но все равно возникает проблема с взлетно-посадочной полосой. Нужна третья полоса, иначе мы не сможем летать по графику. Плюс компания создает "хаб" (стыковочный узел. - Ред.), а это значит, что ключевое - это расписание авиакомпании, которое должно стыковаться. Ведь моя задача еще и сделать так, чтобы транзитные пассажиры как можно меньше ждали.

Планируем сделать так, чтобы транзитное время было не больше 40 минут. И третья проблема - логистика. Дорога. Нужна еще одна дорога - платная появится только где-то в 2014 году. Получается, что "Аэрофлот" развивается гораздо быстрее, чем вся наземная инфраструктура. После присоединения дочерних компаний мы реально можем перевозить 20 миллионов пассажиров в год. А как они доберутся до "Шереметьево"? Сейчас многих спасает электричка. Но и это не выход, у пассажиров должен быть выбор.

О ДОЧЕРНИХ КОМПАНИЯХ

Ренат, Оренбург: - Что даст "Аэрофлоту" поглощение авиационных активов "Ростехнологий"?

Виталий Савельев: - А что было бы, если бы мы их не поглотили? Смотрите, какова была ситуация. Мы жестко конкурировали с двумя крупнейшими авиакомпаниями из передаваемых нам: ГТК "Россия" и "Владивосток-Авиа". Но мы уверенными шагами увеличивали свою долю рынка, выигрывали у них. Рано или поздно перед этими компаниями встал бы вопрос выживания. У каждой из передаваемых компаний были и есть свои проблемные точки. И количество пассажиров для нас является приоритетным. Мы берем сейчас шесть компаний. Это ГТК "Россия", "Владивосток-Авиа", "Саратовские авиалинии", "Кавминводыавиа", "Сахалинские авиатрассы", "Оренбургские авиалинии". Беря к себе эти компании, мы сохраняем рабочие места, налоги в местный бюджет. Это один из первых шагов по консолидации отрасли. Сам "Аэрофлот" как летал в премиум-классе, так и будет возить пассажиров. А на базе других компаний мы попытаемся создать туристическую компанию, которая, возможно, займется чартерным бизнесом. Какая-то компания будет работать в формате low cost (дешевых авиаперевозок. - Ред.), у нас есть шанс попробовать себя в этой нише. Поэтому присоединение этих компаний (а они перевозят порядка 7 миллионов пассажиров в год) в группу "Аэрофлота" - это стабильность, повышение качества, безопасности, а это ключевые факторы для принятия пассажирами решения, лететь определенной авиакомпанией или нет.

НА ЧЕМ МЫ ЛЕТАЕМ

Самсонов, Иркутск: - Была информация, что авиапарк "Аэрофлота" - это сплошь подержанные иномарки. Так на чем мы летаем?

Виталий Савельев: - Мы приняли непростое решение, оно не всеми было правильно оценено, но мы вывели из парка все старые самолеты Ту-154. Их было 26. Сейчас ни одна машина не летает. Мы их утилизируем или продаем. Сейчас парк "Аэрофлота" - один из самых молодых в Европе. Средний возраст самолетов - 5 лет. Мы все наши суда покупаем у заводов-производителей. И мы можем гордиться нашим парком. Он самый удобный. У нас порядка 95 машин. Среди них 64 судна семейства "эрбасов" 320-х. 10 машин - 330-е "эрбасы". На них мы без посадки летаем в Америку, а еще летаем на "Боингах" 767-й модели, их у нас 11 штук. Осталось у нас 6 отечественных машин Ил-96. Эти машины в полной боевой готовности - мы их тоже используем для дальних перевозок наших пассажиров.

Ред.: - Вы собираетесь еще покупать технику?

Виталий Савельев: - Да. У нас действующий контракт на 30 самолетов Sukhoi SuperJet. По заявленным техническим характеристикам машина очень качественная. Также после встречи с премьер-министром России мы еще раз посмотрели весь наш парк и дополнительно заказали 96 самолетов отечественного производства. Это МС-21, Ан-148, Ан-140. Сейчас слово за производителями. В нашем парке будет примерно 40 процентов отечественной техники, и она высокого класса. И еще у нас два больших контракта. На "дримлайнеры" - это Boeing-787, которые начнут появляться у нас с 2016 года. И 22 машины Airbus-350.

О БИЛЕТАХ

Сергей, Петропавловск-Камчатский: - Почему билеты из Москвы до Петропавловска-Камчатского стоят дороже, чем до Нью-Йорка?

Виталий Савельев: - Не очень корректно на какую-то фиксированную дату сравнивать стоимость билетов до Петропавловска-Камчатского и Нью-Йорка, потому что могут быть разные сезоны; например, в Нью-Йорке - высокий туристический сезон, а у нас низкий. Или наоборот. Если вы сейчас посмотрите на стоимость билетов, то они поменялись местами. Есть исторический факт. Один генерал, докладывая Наполеону о поражении, сказал: "У меня есть ровно 28 причин, почему мы проиграли сражение. Но назову только одну: у меня не было патронов". Я вам тоже не буду перечислять 28 причин, почему билет дорого стоит. Просто расскажу про три основные. Первое - НДС. Если наш пассажир покупает билет внутри страны, он платит 18 процентов НДС. Не компании, а государству. Но он платит. Мы в цене билета должны эти 18 процентов добавить. Второе - стоимость керосина. Цена керосина в среднем по Московскому авиаузлу - 600 долларов за тонну. В Петропавловске-Камчатском, где самолет заправляется перед обратным рейсом, стоимость - уже 1000 долларов за тонну. В той же Америке керосин дешевле, чем в Петропавловске-Камчатском. И третий фактор. В Петропавловске-Камчатском мы можем приземлиться только на машине Ил-96. Западный аналог Airbus-330 сесть не может по техническим причинам. Ил-96 за эту дорогу "съедает" по 8,5 тонны керосина в час, а "эрбас" - 4,8. Если вы сложите три этих фактора, вы поймете, почему цена выше. С этим надо работать.

О САХАРОВЕ И ЛИХАЧЕВЕ

Мария, Нижний Тагил: - Назовите несколько ваших основных черт характера. Они помогают или мешают вам в работе?

Виталий Савельев: - Высокая работоспособность, широкий кругозор, коммуникабельность. Думаю, это дает мне плюс. Что дает минус... Я знаю об этом, но не всегда могу побороть в себе. Это моя бескомпромиссность. И, наверное, перфекционизм, который заставляет меня требовать от подчиненных и от самого себя наилучшего результата по всем направлениям. А это бывает очень трудно, и не все с этим могут справиться.

Андрей, Чита: - А как Вы восстанавливаете силы после работы?

Виталий Савельев: - Физические силы восстанавливаются постоянными тренировками. Я в прошлом много и долго занимался спортом. Каждый день начинается с жесткой зарядки. Я качаю пресс - 450 качков. После этого либо беговая дорожка, либо бассейн. Это три - пять раз в неделю. Один раз в неделю - теннис. Зимой стараюсь ходить на каток. И должна быть духовная пища. У меня очень теплые отношения с Гергиевым, со многими режиссерами, артистами. Я стараюсь посещать театры, пытаться хоть как-то отвлечься от работы, на которую порою приходится тратить 24 часа в сутки.

Антонина: - У вас есть хобби?

Виталий Савельев: - Да. Фотография. Я ею занимаюсь очень много лет, с 8-го класса. Я пользовался всеми фотокамерами, которые только существовали в СССР. И сейчас никуда не езжу без фотокамеры. Обычно использую профессиональную аппаратуру. В основном делаю репортажные снимки. У меня есть неплохая коллекция фото собак со всего мира. Потом интересно самому посмотреть, показать друзьям. Многие мои приятели, кстати, вслед за мной тоже увлеклись фотографией. Хотя у нас сейчас много известных людей, которые увлекаются фотографией. Так что я не оригинален.

Светлана, Санкт-Петербург: - Кто для вас является авторитетом в жизни?

Виталий Савельев: - Думаю, это Лихачев Дмитрий Сергеевич. Он сделал очень много для страны. Нобелевский лауреат Жорес Иванович Алферов. Это человек, который внес существенный вклад в развитие не только нашей страны, но и в мировое развитие в целом. Безусловно, авторитет для меня Андрей Дмитриевич Сахаров. Если называть личности из других стран, то мне очень нравится, как работали на благо своих стран Черчилль, Рузвельт. Импонирует Тэтчер. Заслуживает упоминания Билл Гейтс. Все эти люди оставили существенный след в истории, и им надо отдавать должное.

О ВУЛКАНЕ И СМОГЕ

Виталий, Рязань: - А "Аэрофлот" пострадал от катастроф этого лета? Вот было извержение вулкана, лесные пожары, смог?

Виталий Савельев: - И пострадали, и выиграли одновременно. Первое - вулкан. Мы приняли для себя решение летать аккуратно, обходя облака пепла. Создали аварийную инженерную службу, которая обследовала каждый самолет, который возвращался из полета. Это были наши затраты. Но мы возили пассажиров. Помните, Путин сказал, что скоро "Аэрофлот" останется единственной компанией, которая будет летать по Европе. К тому же мы возили пассажиров западных компаний. Все, кого мы вывезли, стали нашими пассажирами. Это большой успех, та лояльность, на которую мы рассчитывали. Смог в Москве был явлением серьезным. Аэропорты Московского авиаузла имеют все возможности принимать самолеты, оборудованные специальными навигационными системами, практически в полной темноте. Но все еще зависит и от класса пилота. К большому счастью, и я этим горд, благодарен нашим пилотам, у нас большинство пилотов имеют специальный допуск по экстремальным метеоусловиям. Поэтому ни одного рейса не ушло на запасной аэродром, мы вовремя взлетали. Смог показал, что высокий уровень пилотов и оборудования, которыми оснащены современные самолеты, позволяют летать в любых погодных условиях и не срывать нашим пассажирам поездки. Мы в смоге еще раз себя проверили.

ПРО АЛКОГОЛЬ НА БОРТУ

Борис, Новосибирск: - Остается ли экономкласс безалкогольным?

Виталий Савельев: - "Аэрофлот" впервые в области российских перевозчиков заказал независимое исследование международной консалтинговой компании Bain&Company, и мы сделали исследование уровня лояльности наших пассажиров, вычислили индекс NPS. Около 8 тысяч наших пассажиров были опрошены международной независимой компанией. Вопрос был таким: порекомендовали бы вы компанию "Аэрофлот" близким и знакомым для полета? Мы очень волновались. В результате 44 процента опрошенных рекомендуют нас. Это на самом деле один из лучших показателей в мире. Но все равно, почему это только 44 процента? Внутри мы выявили для себя очень много мелких проблем, в частности отсутствие алкоголя в экономклассе. Это было отмечено как одно из упущений "Аэрофлота", которое приводит к некоему дискомфорту. Мы - за трезвость на борту. Мы жестко пресекаем на борту всевозможные инциденты, которые связаны даже с высокопоставленными пассажирами. Тем не менее мы хотим вернуть алкоголь. И мы возвращаем его в экономкласс с пониманием того, что пассажиры и дальше будут проявлять бдительность. Потреблять алкоголь, не мешая тем, кто считает, что алкоголь на борту лишний.

О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

Дмитрий, бизнесмен: - Сейчас власть призывает, чтобы бизнес был социально ориентирован. Как у вас обстоит с этим дело?

Виталий Савельев: - Мы активно поддерживаем различные социальные проекты. Их очень много. "Аэрофлот" чем может помочь? Льготами на билет, бесплатными перевозками. У нас есть ряд проектов с Чулпан Хаматовой, со Спиваковым. Речь идет о помощи больным детям. Например, у нас в России есть девочка Саша Карташова, которой нужна сложнейшая операция на сердце за рубежом. И мы приняли решение предоставить ей и ее маме бесплатные билеты на поездку. И мы желаем и надеемся, что у Сашеньки все будет хорошо. Таких проектов у нас много.

ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ

Римма, Красноярск: - Как ваши инвестиционные траты сказываются на финансовой отчетности? Ваши акционеры не жалуются?

Виталий Савельев: - Когда я пришел, стоимость компании была 1,2 миллиарда долларов. Сейчас компания оценивается в 2,6 миллиарда долларов. К тому же банковские аналитики считают, что компания "Аэрофлот" сегодня недооценена на 38 процентов. "Аэрофлот" вошел в 25 крупнейших авиакомпаний мира по показателям прибыли, где мы занимаем десятое место вслед за Lufthansa Group. Наверное, наши акционеры должны по достоинству оценить эти достижения.

Наталья, Воркута: - Так "Аэрофлот" частная или государственная компания?

Виталий Савельев: - Контрольный пакет акций принадлежит государству. И большинство членов совета директоров -  оспредставители. А председатель совета - министр транспорта Игорь Евгеньевич Левитин. Но у нас серьезные и независимые директора. У нас есть миноритарные акционеры, у нас довольно жесткий устав, где есть решения, которые требуют единогласного одобрения. Чувствовать какое-то давление со стороны государства не приходится. Наоборот, считаем, что и мы помогаем отрасли тем, что задаем тон в покупках машин отечественного производства. Государство должно развивать аэропортовую инфраструктуру. Взлетно-посадочные полосы, к примеру, являются компетенцией и прерогативой государства, никто их строить не может. "Аэрофлот" как компания - катализатор процессов. Развиваясь, он требует дополнительного внимания. И государство вынуждено вкладываться в инвестиции, понимая, что "Аэрофлот" растет - растет мобильность наших граждан.

При численности населения 142 миллиона человек в России вся отрасль перевозит 45 миллионов пассажиров в год. Это меньше, чем перевозит British Airways, чем Lufthansa. Я слышал выступление, которое меня лично очень порадовало. Владимир Владимирович Путин объявил о том, что мы будем развивать транспортную инфраструктуру, будем вкладываться в дороги, - это означает, что у населения появляется мобильность. Мобильность населения будет определяться и тем, что оно станет ближе к аэропортам. Если государство продолжит свою политику и внутренний валовой продукт продолжит расти, то люди будут больше передвигаться.

О ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ

Анна, Москва: - Вы внедряете современные технологии, занимаетесь инновационной деятельностью?

Виталий Савельев: - За технологиями будущее. Те авиакомпании, которые не справятся с задачами по модернизации, по технологическому прорыву, в ближайшее время окажутся на задворках истории. Они не смогут конкурировать с глобальными перевозчиками. Мы продолжаем развивать услугу "электронный билет", и здесь еще очень много предстоит сделать. Обновили свой сайт. В результате его посещают в четыре раза больше пользователей, чем старый. На новом сайте "Аэрофлота" можно не просто расписание вылетов посмотреть. Можно забронировать и купить билет, выбрать место. Сейчас мы пришли к тому, что можно бронировать билет через мобильный телефон, сделать чек-ин (регистрацию. - Ред.) и прямо в аэропорту получить посадочный талон. Впервые в истории СССР и России с ноября запускаем в рабочую эксплуатацию call-центр на базе технологий голосовой авторизации. Мы показывали, как это работает, в Ульяновске Президенту России Дмитрию Анатольевичу Медведеву. С помощью американской компании VoxCom удалось синтезировать русскую речь. И сейчас выбранная нами артистка начитывает материалы компьютеру. Компьютер женским голосом 24 часа в сутки будет отвечать на все вопросы по всем рейсам "Аэрофлота".

О БУДУЩЕМ

Ред.: - Какую компанию вы хотите сделать из "Аэрофлота"? Каким видите "Аэрофлот" через 5 - 10 лет?

Виталий Савельев: - Довольно сложный вопрос. Всегда нелегко планировать на такой долгий срок. Кто знает, что будет через 10 лет. Но я бы хотел, чтобы компания "Аэрофлот", которой уже 87 лет, была бы широко узнаваемым брендом, который любят и в России, и за ее пределами. Мы являемся лидерами по сервису в Европе. Хотелось бы, чтобы мы имели такие же позиции в мировом масштабе. Через 10 - 15 лет, считаю, "Аэрофлот" вполне может перевозить 45 - 50 миллионов пассажиров. И полагаю, что у нас есть все шансы стать лидером по объемам воздушных перевозок и в Европе. Цель довольно амбициозная, но вполне реалистичная. И если отечественное производство и инфраструктура внутри страны будут развиваться соответствующим образом, у нас есть все шансы выполнить такую задачу. Ровно год назад, когда мы заявили о том, что будем первыми по сервису в Европе, многие просто усмехнулись. Но глаза боятся, а руки делают.

Ред.: - Большое спасибо вам, Виталий Геннадьевич.