warning!Вы используетеInternet Explorer. Некоторые функции могут работать некорректно. Рекомендуем использовать другой браузер.

Новости

01 марта 2016
Группа «Аэрофлот» объявляет финансовые результаты по МСФО за 2015 год

Москва, 1 марта 2016 г. – Группа «Аэрофлот» (далее «Группа», тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала аудированную финансовую отчетность за год, закончившийся 31 декабря 2015 г., подготовленную в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности.

Ключевые финансовые результаты Группы «Аэрофлот» за 2015 год:

·         Выручка увеличилась на 29,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 415 173 млн руб.;

·         Рентабельность EBITDAR[1] увеличилась на 9,6 процентных пунктов (п.п.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 24,8%;

·         Рентабельность EBITDA1 увеличилась на 6,3 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 14,1%;

·         Операционная прибыль составила 44 107 млн руб., что почти в четыре раза превышает показатель за аналогичный период прошлого года;

·         Чистый убыток составил 6 494 млн руб.

Шамиль Курмашов, заместитель генерального директора по финансам и управлению сетью и доходами ПАО «Аэрофлот», прокомментировал:

«По итогам 2015 года Группа «Аэрофлот» продемонстрировала существенный рост выручки (на 29,8%), что стало возможным благодаря проактивному подходу к управлению сетью и доходами, а также высоким операционным результатам в сегменте внутренних перевозок, в т.ч. в связи с растущим спросом на поездки по России и соответствующим увеличением провозных мощностей Группой «Аэрофлот». За год пассажиропоток Группы «Аэрофлот» вырос на 13,4%, несмотря на общий спад российского рынка авиаперевозок.

Сложная макроэкономическая ситуация оказывала значительное влияние на финансовые результаты Группы на протяжении всего года. В ответ на ухудшение внешних условий мы реализовали ряд мер по оптимизации парка воздушных судов и сокращению издержек, что позволило Группе сдержать рост операционных расходов даже в условиях существенного ослабления курса национальной валюты. В результате, Группа показала рост операционной прибыли до 44,1 млрд рублей. Показатели рентабельности EBITDA и EBITDAR увеличились на 6,3 п.п. и 9,6 п.п. до 14,1% и 24,8% соответственно.

Во второй половине 2015 года Группа «Аэрофлот» сыграла ключевую роль в стабилизации российского рынка авиаперевозок, успешно реализовав поручение Правительства РФ по обеспечению перевозок пассажиров авиакомпании «Трансаэро». Общие издержки, включенные в расходы, составили почти 17 млрд рублей, что оказало дополнительное негативное влияние на финансовый результат.

Минувший год в части как операционных, так и финансовых результатов продемонстрировал верность стратегии Группы «Аэрофлот», направленной на создание одного из ведущих глобальных авиахолдингов. Мы уверены, что последовательная реализация данной стратегии и с успехом подтвержденная репутация Аэрофлота как надежного партнера и эффективного системообразующего игрока на российском рынке будут способствовать дальнейшему росту нашего пассажиропотока, маршрутной сети и бизнеса в целом».

Основные производственные показатели

Показатель

2015 г.

2014 г.

Изменение

Пассажиропоток, тыс. чел.

39 393

34 735

13,4%

- международные перевозки

16 029

17 096

(6,2%)

- внутренние перевозки

23 365

17 640

32,5%

Пассажирооборот, млн пкм

97 636

90 075

8,4%

- международные перевозки

52 953

55 107

(3,9%)

- внутренние перевозки

44 683

34 968

27,8%

Предельный пассажирооборот, млн ккм

124 741

115 834

7,7%

- международные перевозки

68 490

72 219

(5,2%)

- внутренние перевозки

56 252

43 615

29,0%

Занятость кресел, %

78,3%

77,8%

0,5 п.п.

- международные перевозки

77,3%

76,3%

1,0 п.п.

- внутренние перевозки

79,4%

80,2%

(0,8 п.п.)

За 2015 год Группа «Аэрофлот» перевезла 39,4 млн пассажиров, что на 13,4% превышает результат аналогичного периода прошлого года.  

Основные финансовые показатели

Млн руб., если не указано иное

2015 г.

2014 г.

Изменение

Выручка

415 173

319 771

29,8%

EBITDAR[2]

103 118

48 673

111,9%

Рентабельность EBITDAR

24,8%

15,2%

9,6 п.п.

EBITDA1

58 703

24 839

136,3%

Рентабельность EBITDA

14,1%

7,8%

6,3 п.п.

Операционная прибыль

44 107

11 268

-

Рентабельность операционной прибыли

10,6%

3,5%

7,1 п.п.

Убыток за период

(6 494)

(17 146)

(62,1%)

Выручка

Млн руб., если не указано иное

2015 г.

2014 г.

Изменение

Выручка от пассажирских перевозок

349 574

268 636

30,1%

   в т.ч. регулярные перевозки

343 428

253 613

35,4%

            чартерные перевозки

6 146

15 023

(59,1%)

Выручка от грузовых перевозок

9 631

8 718

10,5%

Прочая выручка

55 968

42 417

31,9%

Выручка итого

415 173

319 771

29,8%

Выручка Группы «Аэрофлот» за 2015 год увеличилась на 29,8% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составила 415 173 млн руб., что объясняется ростом выручки от регулярных пассажирских перевозок и прочей выручки.

На фоне роста пассажиропотока Группы в 2015 году на 13,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 35,4% и составила 343 428 млн руб. Выручка от чартерных перевозок снизилась на 59,1% до 6 146 млн руб., что связано со стратегией Группы по сокращению присутствия в данном рыночном сегменте и с общей рыночной динамикой туристических перевозок.

Выручка от грузовых перевозок за 2015 год увеличилась на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года несмотря на снижение объемов перевозок грузов и почты на 6,0%, что объясняется ростом доходных ставок в данном сегменте.

Прочая выручка увеличилась на 31,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 55 968 млн руб., что в основном обусловлено ростом номинированных в иностранной валюте доходов по соглашениям с авиакомпаниями вследствие изменения валютного курса. 

Операционные расходы

Млн руб., если не указано иное

2015 г.

2014 г.

Изменение 

Обслуживание воздушных судов и пассажиров

75 186

61 070

23,1%

Расходы на оплату труда

55 619

52 148

6,7%

Расходы по операционной аренде

44 415

23 834

86,4%

Техническое обслуживание воздушных судов

32 042

19 224

66,7%

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы

26 084

22 206

17,5%

Амортизация и таможенные пошлины

14 596

13 571

7,6%

Прочие расходы/доходы, нетто

28 742

29 251

(1,7%)

Операционные расходы, за исключением авиационного топлива

276 684

221 304

25,0%

Расходы на авиационное топливо

94 382

87 199

8,2%

Операционные расходы итого

371 066

308 503

20,3%

Расходы на авиационное топливо за 2015 год увеличились на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 94 382 млн руб., что связано с ослаблением курса рубля, а также увеличением объемов перевозок. Без учета эффекта валютного курса расходы на авиационное топливо снизились на 18,8% за счет снижения цен на нефть и реализации Группой мер по повышению топливной эффективности.

Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, увеличились на 25,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 276 684 млн руб.

Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 75 186 млн руб., увеличившись на 23,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что в основном связано с изменением курса рубля к мировым валютам. Без учета эффекта валютного курса данные расходы увеличились на 8,4%, в основном за счет расширения масштабов деятельности и роста пассажиропотока, а также изменения тарифов на услуги.

Расходы на оплату труда увеличились на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 55 619 млн руб. в основном в результате увеличения численности персонала на фоне роста объемов деятельности, а также в результате роста рублевого эквивалента зарплат сотрудников международных представительств Аэрофлота и дополнительных мотивационных выплат бортовым экипажам.

Расходы по операционной аренде воздушных судов составили 44 415 млн руб., увеличившись на 86,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в основном за счет изменения курса рубля к мировым валютам (данный вид расходов практически полностью номинирован в долларах США). Дополнительное влияние оказало расширение парка воздушных судов (чистое увеличение числа воздушных судов в операционной аренде составило 9 самолетов или 5,0% по сравнению с 31 декабря 2014 года), а также рост ставки LIBOR в течение отчетного периода.

Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 66,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 32 042 млн руб. в основном в связи с изменением курса рубля к мировым валютам. Без учета эффекта валютного курса расходы по данной статье увеличились на 8,2%, что связано прежде всего с ростом объема работ.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 17,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 26 084 млн руб. Увеличение расходов по данной статье связано прежде всего с фактором объема, а также с ростом коммерческих и маркетинговых расходов, привязанных к твердым валютам.

Расходы на амортизацию и таможенные пошлины увеличились на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 14 596 млн руб., что связано с поступлением в состав парка воздушных судов Группы новых лайнеров Boeing 777-300ER по договорам финансового лизинга в течение 2014 года и полной реализацией эффекта амортизации в 2015 году.

Прочие расходы/доходы (нетто) снизились на 1,7% до 28 742 млн руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в связи с начислением резервов под дебиторскую задолженность «Трансаэро» за перевозку пассажиров, а также ростом расходов на глобальные дистрибутивные системы вследствие увеличения рублевого эквивалента валютных затрат. Рост данных расходов был компенсирован отражением дохода в отношении корректировки НДС по договорам код-шеринга и получением дохода от возмещения акциза за авиатопливо.

В результате влияния вышеуказанных факторов операционная прибыль Группы за 2015 год составила 44 107 млн руб. (10,6% от выручки). Показатель EBITDA составил 58 703 млн руб. при увеличении рентабельности на 6,3 п.п. до 14,1%.

Неоперационные прибыли и убытки

Млн руб., если не указано иное

2015 г.

2014 г.

Изменение

Операционная прибыль

44 107

11 268

-

Финансовые доходы

15 811

2 471

-

Финансовые расходы

(37 715)

(28 399)

32,8%

Результат хеджирования

(23 746)

(1 723)

-

Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий

(17)

31

-

Убыток до налогообложения

(1 560)

(16 352)

(90,5%)

Расход по налогу на прибыль

(4 934)

(794)

-

Убыток за период

(6 494)

(17 146)

(62,1%)

Финансовые доходы за 2015 год увеличились более чем в шесть раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 15 811 млн руб., что объясняется положительным эффектом от переоценки производных финансовых инструментов, не учитываемых по правилам хеджирования, а также процентами по депозитам.

Увеличение финансовых расходов до 37 715 млн руб. за 2015 год в основном связано с обесценением займа, выданного «Трансаэро», а также увеличением процентных расходов и реализованным убытком по производным финансовым инструментам, не учитываемых по правилам хеджирования.

Убыток от реализации результата хеджирования составил 23 746 млн руб. и обусловлен исполнением обязательств по производным финансовым инструментам, отраженным в капитале, а также реализованным результатом хеджирования выручки в долларах США лизинговыми обязательствами в той же валюте.

В результате влияния вышеуказанных факторов чистый убыток Группы по итогам 2015 года составил 6 494 млн руб.

Долговая нагрузка

Млн руб., если не указано иное

31.12.2015

31.12.2014

Изменение

Кредиты и займы

68 460

24 203

182,9%

Финансовая аренда

164 524

149 278

10,2%

Пенсионные обязательства

745

659

13,1%

Таможенные пошлины

-

169

-

Общий долг

233 729

174 309

34,1%

Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции

36 610

27 508

33,1%

Чистый долг

197 119

146 801

34,3%

Чистый долг/EBITDA

3,4х

5,9х

-

Общий долг по состоянию на 31 декабря 2015 года увеличился на 34,1% по сравнению с показателем на 31 декабря 2014 года и составил 233 729 млн руб. в основном за счет увеличения кредитов и займов, а также переоценки обязательств по финансовому лизингу.

По состоянию на 31 декабря 2015 года объем невыбранных лимитов по кредитным линиям, доступным Группе «Аэрофлот» в крупнейших российских и международных банках, составлял 36,8 млрд руб.

Контакты для инвесторов:

Аэрофлот

Отдел по связям с инвесторами

+7 (495) 258-06-86

ir@aeroflot.ru

Контакты для СМИ:

Аэрофлот

Пресс-служба

+7 (495) 752-90-71

+7 (499) 500-73-87

Факс: +7 (495) 753-86-39

presscentr@aeroflot.ru



[1] EBITDAR = EBITDA + расходы по операционной аренде. EBITDA = прибыль от операционной деятельности + амортизация + таможенные пошлины.

[2] EBITDAR = EBITDA + расходы по операционной аренде. EBITDA = прибыль от операционной деятельности + амортизация + таможенные пошлины.