warning!Вы используетеInternet Explorer. Некоторые функции могут работать некорректно. Рекомендуем использовать другой браузер.

Синий, местами до красного

France_1600x350-3.jpg

Если вы не встали на лыжи в три года, никогда не поздно начать на склонах Французских Альп. И да, своих трехлеток тоже привозите

Я – тот еще катальщик. Каждый раз, оказавшись в горах, я сначала мучительно выдавливаю из себя по капле страх: я боюсь высоты, неконтролируемой скорости, боюсь упасть, перепутать трассу, опоздать на последний подъемник, зависнуть в кресле заклинившей канатки над белым безмолвием. «Сидела бы ты дома», – скажете вы и отчасти будете правы. Но у меня есть свои резоны возвращаться в горы, да и вообще не каждый еще дорос до чемпионского уровня. Ну и потом, вспомните себя лет пять-десять-двадцать назад. Если вас, как большинство французов, не поставили на лыжи года в три, в памяти же хоть что-то страшное из перечисленного осталось?

Зато друзья охотно берут меня с собой в горы, потому что на моем фоне любой выглядит экспертом. Ну и из жалости, конечно: считается, что у меня заниженная самооценка и ее надо повышать. Путем преодолений. Которые случаются не всегда. Первое, что я сделала на всемирно известном французском горнолыжном курорте Валь-д’Изер, – заснула на концерте классической музыки. В церкви. Самое обидное, что концерт был великолепный, виртуозно играл виолончелист – мировая знаменитость. Я на него мечтала попасть. Но перелет, альпийский серпантин, высота 1850 м, чистейший воздух и устрицы с шампанским в La Baraque сделали свое черное дело.

Фрирайдеры наши сняли шикарные апартаменты в шале Le Toit du Monde – с персональным хаммамом в каждом номере, англоговорящим консьержем и домашними завтраками, а сами живут только в снежных чертогах ближе к отметке 3000 м. Мы с Ирой едва успели глаза продрать и выглянуть в окошко насчет погоды, а их уже и след простыл – встали до первых подъемников и утащили свои длинные доски и широкие лыжи в прекрасное далеко. До вечера! А для нас после завтрака будет инструктор.

Валь-д’Изер тем и хорош: подходит и экспертам, и чайникам. Он вместе с Тинем составляет объединенную зону катания Эспас-Килли, которая названа в честь местного уроженца, великого спортсмена и трехкратного олимпийского чемпиона Жан-Клода Килли. Кроме 300 км трасс (даже летом можно кататься на леднике Пиcсэйя), тут имеются почти безграничные возможности для фрирайда. Безбашенные фристайлеры тоже не скучают: для них построен большой сноупарк.

Мы доедаем круассаны, привезенные консьержем из кондитерской Патрика Шевалло, а в прихожей уже стучит по полу ботинками Тома́ – наш инструктор-оптимист: «Салю, коман са ва? Прекрасный день! Покатаемся?» Да, только я не умею и боюсь.

На детской горке Тома́ что-то говорит про «лыжи параллельно», но я уже съехала – тут ничего страшного нет. Заниженная самооценка требует еще пару раз самоутвердиться на тренировочной трассе, но Тома́, сбитый с толку ложным впечатлением от моих навыков, радуется и подбивает идти на синюю. Он не знает, какая я трусливая и упрямая. Как поверившие в мои силы и начавшие спускаться первыми инструкторы не раз бежали потом ко мне наверх елочкой. Потому что я стремительно отцепляю лыжи и сажусь на снег при первой же опасности. И тут в скорости мне нет равных. Синяя трасса была пройдена лишь однажды, потому что инструктор Себастьян (дай бог ему здоровья) обладал даром предвидения: как только я поставила кончик палки на ботиночное крепление и оно щелкнуло, догадливый Себастьян мгновенно сориентировался и – очень невежливо, поддав ногой, – защелкнул мой ботинок обратно. А потом поплатился – стаскивал меня вниз: ехал спиной к склону, широко раскрыв руки, чтобы я не боялась и, если что, об него тормозила. На особенно страшных кручах с уклоном больше двадцати градусов я цеплялась за протянутые Себастьяном палки – так мы доползли до широкого выката, где сноубордисты развивают сверхзвуковые скорости, чтобы не застопориться на флэте. Там я уже сама (под отчаянные крики «только не тормози!») доехала до финиша.

Но тлетворное влияние Тома́ все же забросило нас в начало синей трассы. Отступать было некуда. Медленно, но уверенно Ира покатилась вперед. А мы с инструктором на каждом ужасном пригорке осваивали технику rapage – «соскребания» по-нашему. Полезный навык на случай, если я по ошибке сверну на красную трассу, хотя об опасности этого цвета знает любой ребенок и она отражена в ПДД, а также в запрещающих сигналах светофоров всего мира.

А вот за что я действительно люблю горы: апрески и «междуски». Когда на дрожащих (от адреналина) и негнущихся (от ботинок) ногах ты заходишь на террасу кафе. Над тобой – невероятной синевы и глубины небо, вдали – блещут снегами четырехтысячники, вокруг – довольные лица, растрепанные волосы, яркие куртки и стаканы с горячим вином. Тяжелые шаги по деревянному настилу – какой звук! Расстегнуть все крепления и молнии, снять шлем, поменять маску на очки. Я буду белое холодное, потому что мне жарко. Бокал вина – снять усталость и стресс. А стейк с салатом – это заслуженный, по полной отработанный обед. Снег вокруг террасы к обеду от солнца тает, как подмокший сахар, все блестит, неправдоподобно ярко.

– Тома́, это же была не синяя трасса?

– Она была синяя, но кое-где да... хм... красно-синяя. Но ты молодец, справилась!

Вот! Поэтому я всегда возвращаюсь.

Мы бы остались в Валь-д’Изере, но некоторым и целого мира мало, поэтому переезжаем в Ле-Менюир, который входит в гигантскую зону катания Три Долины – 600 км трасс. Добрались ближе к вечеру, но уже по дороге стало понятно: либо завтра утром будет нам скатертью отменный «пухляк», либо будет еще более отменный, но послезавтра – такой начался снегопад. Да еще и столик на ужин у нас заказан на отшибе – в старом шале Chez Pépé Nicolas. Машину оставили на стоянке, под фонарем крупные хлопья давали светопреставление – метались густым разозленным роем. Но мы упорно шли в гору по щиколотку в снегу. И было нам счастье: аперитив при свечах в старом фермерском доме, когда, изрядно глотнув обжигающего Génépi, передаешь гроллу соседу. А потом раклет у камина – полголовы сыра плавилось прямо у нас на столе: мы ревностно следили за процессом, добивались поджаристой корочки. И в пылу азарта, конечно, объелись.

Утро было снежное и туманное. Верхние станции закрылись, бу́хали противолавинные пушки, и обладателям длинных досок ничего не оставалось, кроме как топить горе в джакузи аквакомплекса Les Bruyères. Настал звездный час начинающих – время свершений у подножий. В этом нам с Ирой помогал Збигнев из ESF – Французской лыжной школы. Как известно, инструкторы бывают немецкого типа (Arbeiten! Schnell!) и итальянского (Take it easy and just be beautiful). В ESF выработали свой стиль, в который я тут же влюбилась. Збигнев прослушал перечень всех страхов, и глядя мне в глаза, медленно и четко сказал: «Спокойно. Спешить некуда». Мы отрабатывали что попроще и не рвались туда, где покруче. Я научилась расслаблять спину и руки (а это так важно! что ж вы раньше-то молчали!). И в конце дня случилось чудо – с синей трассы я съехала сама. Внизу меня ждал первый в моей жизни терпеливый инструктор.

Альтернативные варианты

- Катание на собачьих упряжках – занятие приятное во всех отношениях. Четвероногие рвутся вперед, управлять ими не так-то просто, но это и не обязательно – можно посидеть на пассажирском месте. Приятнейший бонус – общение с хаски, лайками и бернскими овчарками.

- Спидрайдинг – катание по склонам с крылом, напоминающим скоростной парашют или кайт. В Валь-д’Изере есть школа Val Speedriding. В Ле-Менюире работают частные инструкторы (подробнее на lesmenuires.com). Азы можно освоить за неделю.

- В Le Circuit de Glace (Валь-д’Изер) гонять по льду учат на машинах, мотоциклах, картах и багги. Даже если вы не планируете развивать экстремальные наклонности, будет нелишним проверить под руководством инструктора, как ведут себя на льду разные транспортные средства.

Детали

- Зона катания три долины (TROIS VALLÉES) – самый крупный объединенный горнолыжный регион во Франции: более 300 трасс общей протяженностью около 600 км. Из Ле-Менюира запросто можно попасть в Валь-Торанс, а при хорошем уровне катания – в Куршевель.

- Валь д’Изер 178 км от Женевы, 222 км от Лиона. Высота станции – 1850 м, высшая точка – 3456 м.

- Ле-Менюир 147 км от Женевы, 190 км от Лиона. Высота станции – 1850 м, высшая точка – 2850 м.

- Сезон – с конца ноября по апрель.

Текст: Ольга Савельева

Опубликовано на сайте: 25.07.2017