warning!Вы используетеInternet Explorer. Некоторые функции могут работать некорректно. Рекомендуем использовать другой браузер.

Чувство дома

Elbrus_1600x350(1).jpg

Пришло время сказать «прощай» эльбрусским козьим тропам, камням на трассах и очередям к подъемникам

С прошлого августа в кармане остались стебельки мелового чаб­реца, сорванного в степи. Они до сих пор сохранили пряный аромат. В Дивногорье я во второй раз. Уверена, что вернусь опять. Казалось бы, город и железная дорога совсем рядом, но время здесь как будто застыло. Место удивительное, манящее, дивное.

Ватная московская облачность впитала в себя, словно фильтр, все заботы и тревоги, и в Минеральных Водах я приземляюсь совсем другим человеком – с солнечной пустотой в голове и радостным ожиданием встречи с любимыми горами в сердце. За три часа дороги до Терскола успеваю вспомнить все свои визиты в Приэльбрусье, начиная с первой поездки в далеком 1996-м: думать о чем-то, кроме цели путешествия, не получается. Я слегка ностальгирую по старым временам, по пустым склонам, спартанскому быту и нетронутой природе гор.

Анахронизмом кажется красный вагон старой маятниковой канатки: сегодня он приветом из прошлого изредка проползает за окном скоростной гондолы, мало кому интересный, а двадцать лет назад лязг его дверей был волшебной музыкой, знаменующей конец томительного ожидания в очереди на узких ступенях станции «Старый Кругозор».

Год от года Приэльбрусье менялось. Сначала неуловимо и неохотно, словно противясь новому, но затем заметно ускорило темп. Даже древняя канатка на Чегете обзавелась новыми креслами, а про Азау и Эльбрус и говорить нечего: в три очереди кабинки быстро взлетают на высоту 3847 м, трассы стали просторнее и ровнее, на нижних участках появилась система искусственного оснежения.

С одной стороны, я испытываю легкую ностальгию по тем временам, когда на склонах Эльбруса каталось одновременно 500–600 человек, но не могу не порадоваться за тех, кто только открывает для себя мир горных лыж и сноуборда: пропускная способность подъемников со временем увеличится до 56 тысяч человек в час, а 80 км трасс смогут принимать одновременно 12 тысяч райдеров. Прекрасно, что свои первые спуски они сделают именно тут, а не на зарубежных курортах. За свою длинную лыжную карьеру я успел побывать на многих склонах, но Приэльбрусье для меня, живущего в полутора тысячах километров отсюда, стало домашним. Все горы прекрасны по-своему, но этот край обладает особым величием и с каждым годом становится все более привлекательным даже для тех, кто избалован Альпами.

До наступления темноты успеваю только бросить вещи и дойти пешком до Чегетской поляны, где меня ждут хычины, густой лагман и сочный шашлык, – тут все без изменений, хозяева кафе, как всегда, радушно приветствуют постоянного гостя: «Молодец, что приехал!» Завтра хочу подняться наверх с первой кабинкой, чтобы оценить новые трассы до того, как проснется и выберется на склон основная масса туристов.

Обычно я катаюсь на Чегете, но на этот раз нисколько не жалею о своем решении начать с Эльбруса. Погода прекрасная, на прошлой неделе прошли снегопады, а последние пару дней на небе ни облачка, и с верхней станции «Гара-Баши» открывается захватывающая дух панорама Главного Кавказского хребта. Лицо расползается в счастливой улыбке – с этим величественным видом связаны воспоминания о лучших моментах в жизни. И хочется верить, что не меньше хорошего ждет меня впереди.

Крепления звонко щелкают, и я выкатываюсь на новую синюю трассу, спускающуюся к станции «Мир». Рельеф вроде бы мне знаком, но объем работ по обустройству склонов сложно не отметить. Мы катались по ним еще в те времена, когда вместо широкой, безупречно выглаженной ратраками трассы тут была укатанная гусеницами узкая и жесткая дорога.

Несмотря на комфортный уклон, набираю хорошую скорость, ветер начинает свистеть в ушах, лыжи выстреливают из одной дуги в другую, и я сам не замечаю, как пролетаю мимо «Мира» и мчусь дальше вниз. На этом участке изменения больше всего бросаются в глаза: вместо одной-единственной трассы проложены новые маршруты, учитывающие естественный рельеф, и теперь разных вариантов спусков хватит на целый день. Не желая сбавлять скорость, выбираю самый прямой, а ближе к «Кругозору» и вовсе решаю съехать до самой поляны Азау без остановок. Узкой козьей тропы, которой раньше заканчивался этот участок трассы (тесный траверс с крутым склоном с одной стороны и сыпучей стенкой – с другой), нет и в помине. Можно без проблем обогнать тех, кто замешкался или остановился отдохнуть.

Пара резаных дуг – и я пролетаю мимо станции канатки, где уже заметно оживление и даже появилось что-то вроде очереди: начинают подтягиваться те, кто позволил себе утром понежиться в кровати. Но разве это очередь – на две минуты?

Внизу придется простоять чуть дольше, но меня это не смущает – надо дать отдых еще не привыкшим к нагрузке ногам. Самый нижний участок трассы стал шире и ровнее, ни один камень не попался: раньше каждый спуск добавлял лыжам пару царапин, а теперь без малейших опасений можно полностью отдаться ощущению скорости.

К концу дня чувствую себя изрядно уставшим: двадцать лет назад хорошо, если удавалось за день сделать три-четыре спуска с Гара-Баши до Азау с перепадом 1700 м, а сегодня я потерял счет намотанным километрам, на радостях забыв включить трекер.

В поселке по дороге к отелю встречаю сразу нескольких знакомых, и все окончательно встает на свои места. Я – дома, и самое главное никогда не изменится: горы и люди, которые любят их больше всего на свете. За ужином мы решаем, что на следующей неделе, вдоволь накатавшись на Эльбрусе и Чегете, отправимся на машине в Архыз.

Этот регион нам знаком, но за последнее время там произошли разительные перемены: возник совершенно новый горнолыжный курорт. Только за истекший год ввели в строй канатку и проложили три новые трассы – теперь их общая протяженность превысила 14 км. Этим летом Архыз получил премию «Лидеры спортивной индустрии» в номинации «Лучший молодой горнолыжный курорт России» – за два с половиной года из дикого края он превратился в популярный всесезонный центр отдыха. Нам не терпится это увидеть своими глазами.

И реальность превосходит ожидания. До завершения проекта еще далеко (в конечном итоге тут будет 58 подъемников и 137 трасс, появятся еще три туристические деревни), но даже сейчас склоны и туристические деревни «Романтик» и «Лунная поляна» производят впечатление. Кажется, нет лучше места для того, чтобы встать на лыжи или доску: удобная инфраструктура, школы с профессиональными инструкторами, несложные трассы вкупе с замечательно мягким климатом привлекают сюда все больше гостей, и это заметно по тому, как непросто найти номер в гостинице. В глаза бросается большое количество детей: они с радостью принимают участие в разных играх и соревнованиях.

Прокатившись разок по трассам, мы решаем надеть камуса и отправиться на северный склон, пока еще не освоенный, чтобы сделать пару внетрассовых спусков. Вероятно, уже через пару лет здесь будет крутиться подъемник: трассы на теневой стороне позволят продлить сезон на пару недель. Любителям скитура придется искать другие уединенные места, но с появлением новых канаток это станет даже проще.

Проведя три дня в Архызе, я возвращаюсь в столицу. Долгая дорога в аэропорт дает возможность прислушаться к своим ощущениям от этого визита, уложить их в стопку воспоминаний о прошлых поездках на Кавказ. И не без некоторого удивления отмечаю, что ностальгия по прежним временам не имеет горького привкуса, совсем напротив – я рад происходящим изменениям и тому, что горнолыжный Кавказ просыпается от долгого сна, обновляясь и с каждым годом становясь все лучше.

Детали

  • Если вы не большой любитель могула и не опытный фрирайдер, следует избегать сложных и опасных склонов Чегета. Лучше посвятите день отдыху, прогуляйтесь до поляны нарзанов или к обсерватории, чтобы на следующий день с новыми силами совершенствовать лыжное мастерство на просторных «вельветовых» трассах Эльбруса.
  • Собираясь кататься, необходимо освежить в памяти правила поведения на склонах или ознакомиться с ними, если они вам неизвестны. Знание основ поможет избежать столкновений и травм, обезопасить себя и окружающих. Самое главное – внимание и уважение к природе и к тем, кто оказался рядом с вами.

Текст: Сергей Ревин

Опубликовано на сайте: 11.09.2017